Последний король



История последнего английского полноправного монарха Карла II до того, как Англия стала страной, где правит Парламент. Судьба короля состояла из сокрушительных взлетов и позорных событий, борьбой с заговорами, истинными и вымышленными, любовных похождений, которые причиняли ему не меньше головной боли, чем государственные дела. Еще в юности принцу Карлу пришлось пережить казнь отца мятежником Оливером Кромвелем и уехать за границу. Корона вернулась к Стюартам, когда измученная гражданской войной страна возопила о помощи. С тех пор королю пришлось прилагать неимоверные усилия, чтобы удержаться на троне, предать близких друзей и поменять убеждения, отправить на эшафот невиновных, действовать вопреки сердцу и вере, но с улыбкой на лице.

Именно при Карле II случились две трагедии, потрясшие Англию и фактически поставившие ее на колени: эпидемия бубонной чумы и последовавший через год великий пожар в Лондоне. Именно Карл стал основателем Английского Королевского общества, покровителем искусств и науки, который поощрял развитие страны на пути прогресса. Именно Карл не смог оставить после себя ни одного законного наследника, несмотря на репутацию любвеобильного и страстного правителя, но стал отцом двенадцати незаконнорожденных отпрысков, которые доставили ему немало хлопот в будущем, как и многочисленные фаворитки, преследующие свои цели в связях с королем…

Карл II ярко продемонстрировал, что желание стать сильным правителем и привести родную страну к процветанию заставляет идти на коварные и беспринципные поступки (особенно когда государство разрывается между противниками), крутиться как волчок и доверять исключительно своей интуиции.Карл II не самая популярная фигура в английской истории, рыжая Елизавета Тюдор, многострадальная Мария Стюарт, даже Генрих VIII со своими шестью женами бьёт рекорды по вниманию. Но находящаяся в тени личность последнего настоящего короля будущего Британского содружества не зря удостоилась мини-сериала. Именно потому, что Карл был чрезвычайно противоречивой фигурой, а возможно, из-за того он стал таковой, но его жизнь лёгкой не назовешь. Трагическое начало фильма, когда молодой принц стоит под эшафотом и наблюдает казнь отца, абсолютно надумано и не несет под собой реальной исторической подоплёки. Во время казни он находился за пределами Англии, а весть о смерти отца получил случайно через роялистскую газету. Но не стоит критиковать режиссёра, который просто решил сразу обозначить драматический уклон своей работы. Джо Райт изначально даёт понять зрителю, что впереди его ожидает энергичное и чрезвычайно событийное повествование со взлётами и падениями, тенями и бликами, скачками напряжения и температуры.

Карл II Стюарт (Руфус Сьюэлл). Карл был высоким, смуглым мужчиной (спасибо предкам по матери — Медичи). Будучи правнуком Марии Стюарт, внуком Джеймса I и сыном проигравшего битву с парламентом Карла I, он вынужден был рано постичь тонкую науку выживания. По сути единственной целью этого монарха было удержаться на троне, не потерять власть, которая была возвращена ему с таким трудом. Заграничные мытарства будущего короля научили его улыбаться всем, но держать свое мнение при себе. И Руфус Сьюэлл действительно показывает короля, который мечется между католиками, протестантами и дессентерами на улицах страны, вигами и тори в парламенте и женой и любовницами в спальне. Ему хотелось быть автократом, чья власть несомненна, а корона, снятая Кромвелем с головы отца, прочно сидит на голове сына. И в памяти людей этот король остаётся не только правителем, при котором разгорелись Большой пожар и Бубонная чума, а также покровителем науки и искусства, основавшим Английское Королевское общество, где творили Ньютон и Локк.

Джордж Виллье, 2-й герцог Бэкингем (Руперт Грейвз). Отец Джорджа — печально известный Бэкингем, фаворит Карла I. Первый Бэкингем, павший от руки фанатика Джона Фелтона, удостоился чести быть упомянутым претензиозным и пафосным Дюма-старшим. Сын возлюбленного Анны Австрийской слыл остроумным ветреником, искателем приключений. Но помимо всего, и Грейвз рисует поистине насыщенный красками портрет, это была поверхностная, склонная к обману и властолюбивая личность, человек с утончёнными манерами, но насквозь циничный. Чего только стоят его шашни за спиной у короля, бесконечные интриги и откровенное предательство не просто государя, но и давнего друга.

Сэр Эдвард Гайд, граф Кларедон (Иэн МакДайармид), наставник и вернейший слуга Его величества. К сожалению, искусный политик на собственном примере почувствовал двойственность натуры короля. Прекрасно зная правила политической игры, понимая, что господин готов на все, лишь бы удержать власть, Гайду пришлось стать не последней разменной монетой для Карла и короны. Старый консерватор не обладал навыками волчка, чтобы юлить и вертеться, равно как и не был качественным флюгером, поворачивающимся под напором сильнейшего ветра. А такие плохо гнущиеся железки подлежат своевременной утилизации.

Барбара де Виллье, в замужестве Палмер, графиня Калсман (Хелен МакКрори), алчная и честолюбивая фаворитка Карла II. Эта женщина, ставшая секс символом своего времени, рано постигла мудрость пословицы «Мужчина с эрекцией не слушает советов» и вертела охочим до удовольствий любовником как хотела. Хелен МакКрори не плохо справляется с ролями фатальных дам и в данной картине мы видим скорее хищницу, нацеленную на жертву, нежели пылающую страстью особу. Впрочем, король платил ей тем же.

На завершающих кадрах фильма зрителю представлена поистине идиллическая картина: король-отец в окружении своей разнородной и разномастной семьи. У Карла II было12 детей от 7 любовниц. Луиза де Керуаль,«Плакучая ива», жестоко ненавидимая за мотовство и католическую веру или в простонародье миссис Карвель, равнодушная к политике насмешница-актриса Нелл Гвин и другие нимфы одарили любвеобильного Карла незаконными отпрысками. Законного же наследника от Екатерины Браганза ему не было дано произвести на свет. Первый бастард короля от Люси Уолтер, герцог Монмут, став марионеткой вигов, доставил венценосному отцу множество хлопот. Помимо этого родственника Карл вдоволь нахлебался, возясь со множеством настоящих и псевдо заговоров. Чего стоили треволнения из-за смуты в парламенте, поднятой на редкость уродливым фанатиком Титусом Оутсом. Жёсткая беседа Джорджа де Виллье с Оутсом яснее ясного характеризует обстановку, в которой жил и правил наследник Стюартов. Чтобы сохранить равновесие в тех обстоятельствах и с теми сторонниками, королю требовалась ловкость канатоходца над пропастью. Поэтому и приходилось предавать друзей, отправлять на эшафот невиновных, отказываться от обещаний и менять убеждения. И тандем Райт-Сьюэлл красочно, динамично и страстно живописуют жизненный путь последнего настоящего монарха Англии и Шотландии.

События, показанные в фильме, тем убедительнее, что подтверждаются множеством исторических деталей, начиная с взаимной трепетной любви короля и сестры Генриетты-Анны, любительского спектакля с участием несостоявшейся фаворитки Френсис Стюарт, первой встречи короля с супругой «Летучей мышью», позированием Гвен перед Питером Лили и заканчивая картинами Ван Дейка и панелями Рубенса в интерьере. Эти достоверные мелочи, как недостающие пазлы, дополняют всю картину, являя образ Карла II во всей его противоречивой цельности.

Нравится Последний король? Поделись с друзьями!